события

        

На опережение «Атома»: Липецк обеспечит двигателями и батареями российские электрокары

На опережение Атома Липецк обеспечит двигателями и батареями российские электрокары.jpg
Сборка автомобилей на заводе «Моторинвест» в Лицецке. Фото: Mashnews

От нефтедобычи к электрокарам

Предприятие, расположенное в Липецкой области, готовится к тому, чтобы максимально локализовать производство «Эволютов» - процесс должен начаться уже в следующем году, об этом заявил руководитель спецпроектов «Моторинвеста» Василий Чеботарев. Во-первых, планируется полный цикл с окраской и сваркой кузовов, во-вторых, одну из моделей, кроссовер i-Joy, будут комплектовать электродвигателем и батареей, сделанными в России: 15 октября стало известно, кого Evolute выбрал в качестве технологических партнеров.

Речь идет о батарее мощностью 62 кВт, которая заряжается до 80% за 40 минут. Ее спроектировала петербургская компания САЭ («Системы автономной энергии»), подразделение ГК «Итэлма». Ячейки, впрочем, останутся импортными. И не самый приятный нюанс как для производителя, так и для покупателя: батарея не только мощнее «оригинальной» китайской на 12 кВт, но и дороже. Насколько именно, пока данных нет.

Что касается электродвигателей, то их выпуском займется пермский завод «Новомет», и самое интересное здесь то, что это предприятие раньше ничего общего с электрокарами не имело, специализируясь на производстве оборудования для нефтедобычи. Получится ли у них сделать высокотехнологичный электрический мотор, большой вопрос. Впрочем, то же самое касается и батарей – насколько «российскими» они в реальности окажутся, и насколько такое производство окажется рентабельным для самого «Моторинвеста», который пока не может похвастаться внушительными цифрами продаж.

Национальный интерес
«Батареи в электромобилях используются исключительно литий-ионные. У нас в стране такие аккумуляторы производятся в очень небольшом масштабе, и цены на них, прямо скажем, не особо конкурентоспособны. Ресурсные параметры тоже уступают предложениям из Китая. То есть сырьевая база-то у нас есть, но до конца она не отработана», - делится своим мнением технолог опытного производства химических источников тока компании АО «АВЭКС» Андрей Корчун.

Но главная проблема, по словам эксперта, заключается в том, что масштабное производство не запущено ни на одном из заводов, их мощности пока не настроены на выпуск такой продукции. Предприятие в Калининграде пока работает в тестовом режиме, а планы «Росатома» остаются планами.

«Еще вопрос: что за материалы мы будем использовать. К примеру, сейчас нет массового производства анодных материалов. Или взять компонентную базу, тот же сепаратор. Их в России никто не делает. Вроде бы не очень дорогой, не очень критичный компонент, но без него батарея работать не будет», - говорит Корчун.

«Следующее – это электролит. Электролитами занимаются в Казани, хорошими, чистыми, однако объем производства у них небольшой, а значит, цены – высокие. Да и к тем характеристикам, которыми могут похвастаться зарубежные производители, им еще стремиться и стремиться», - отмечает собеседник Mashnews.

Вопрос стоимости производства и объема сбыта в данном случае невероятно важен, фактически это краеугольный камень в истории с созданием российских батарей и электродвигателей. «Продажи Evolute на очень низком уровне, в сентябре было продано меньше ста автомобилей это марки, причем вообще всех, не только i-Joy, - напоминает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. – Насколько я могу судить, проект с моторами и батареями является частью процесса локализации и соответствует «Концепции развития электротранспорта». То есть, его надо воспринимать не с коммерческой, а, скорее, с государственно-стратегической точки зрения, и тогда все выглядит логично, все становится на свои места. А вот окупаемость мне представляется сомнительной. Электромобили вообще плохо продаются. И Evolute не исключение».

«Непонятно, о какой именно локализации идет речь, - дополняет коллегу эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Они явно не будут производить батареи полностью сами, брать литий, из него делать систему накопления энергии и собирать в общий корпус. Скорее всего, на первом этапе речь пойдет о «просто» сборке, нежели чем о полноценном, самостоятельном производстве. И большой вопрос в рынке сбыта: под какие объемы готовится производство?».
План «Б»

С одной стороны, проект «Моторинвеста» выглядит одновременно утопичным и финансово провальным. С другой – не «Эволютом» единым, и это в Липецке прекрасно понимают. «Надо учитывать, что электродвигатели используются в широком спектре задач, от атомных электростанций до транспортировки углеводородного сырья. Даже если этот проект не выгорит, но локализация будет реализована, найдутся варианты кроме i-Joy», - отмечает Фролов.

«Тема интересная и важная. Важная – потому что применять электродвигатели можно будет не только в конкретном Evolute, возможен выход на более широкий рынок и оснащение этими моторами другой электродвижимой техники, не только автомобилей», - рассуждает Андрей Корчун. По всей видимости, именно на это нацелены в «Моторинвесте» - застолбить за собой место первопроходца в выпуске электромоторов и батарей с прицелом на то, чтобы в списке покупателей со временем оказались другие компании-производители электрокаров.

В «Моторинвесте» эти моменты не комментируют и лишь подтверждают планы по локализации на 2025 год. Точные сроки при этом не называются.

Попытки Mashnews связаться с САЭ и пермским заводом не увенчались успехом, запросы, направленные нашей редакцией в обе компании, на данный момент остаются без ответа.

Источник:https://mashnews.ru/na-operezhenie-atoma-lipeczk-obespechit-dvigatelyami-i-batareyami-rossijskie-elektrokaryi.html

подписка на публикации

последние события

15.11.24

Китайская компания показала свои наработки по роботизированным платформам.

Не графика. Просто прописываются контуры будущего.

читать далее
14.11.24

Петербургский производитель радиоэлектронных систем «Заслон» планирует крупное расширение производства

Компания намерена возвести несколько новых корпусов общей площадью 34 тыс. м2 в Московском районе Северной столицы.

читать далее
11.11.24

США запретили Тайваню поставки в КНР чипов для разработок в сфере ИИ

Речь идёт о передовых 7-нанометровых чипах и более совершенных, которые используются для разработок в сфере искусственного интеллекта.

читать далее
08.11.24

России необходимо выпускать по 100 спутников ежегодно для создания аналога Starlink – «Ростелеком»

Для предоставления широкополосного доступа к Интернету (ШПД) на всей территории РФ требуется группировка из 280 космических аппаратов.

читать далее
04.11.24

С Днем народного единства!

С Днем народного единства!

читать далее
01.11.24

В Китае создали миниатюрный детектор радиации: его можно встроить в смартфон

Чип работает при чрезвычайно низкой мощности — 1 мВт — и может обнаруживать излучение от 50 кэВ до 2 МэВ.

читать далее
29.10.24

В Индии появится своё полупроводниковое производство

Тайваньская компания Powerchip Semiconductor Manufacturing Corporation (PSMC) и индийский производитель Tata Electronics подписали соглашение о строительстве первого в Индии завода по производству 28-нм чипов. Завод будет расположен в Дхолере, штат Гуджарат. Общий объем инвестиций в проект составит $11 миллиардов.

читать далее
25.10.24

День таможенника Российской Федерации

25 октября 2024 г. исполняется 33 года со дня создания российской таможенной службы. 

читать далее


Помощник Помощник