Путин, дроны, небеса: президент хочет выпустить гражданские беспилотники в полет
В Тольятти Владимир Путин посетил НПЦ «Самара», созданный для развития беспилотной авиации. Фото: kremlin.ru
«Можно расценивать как поддержку»
28 января президент России Владимир Путин провел в Тольятти совещание по вопросам развития беспилотной отрасли. На нем он заявил, что необходимо «открыть небо» для гражданских дронов в тех регионах, где это не создает угроз. Эти территории понятны Mashnews: те, куда не долетают украинские боевые беспилотники и где есть инфраструктура (посадочные площадки, центры испытаний, мониторинга). Например, Томская область – один из передовых регионов, где проводятся испытания БПЛА и введен ЭПР (экспериментальный правовой режим). Также поучаствовать могут Сахалин, Бурятия, Омская область и другие субъекты за Уралом.
Определиться с тем, какие регионы будут открыты для полетов БПЛА, правительство должно к 30 апреля, сказал Путин.
Президент считает, что необходимо ввести новый класс воздушного пространства. Такую идею до этого выдвигала Росавиация. Ведомство планировало создать «зону H» – эшелон от 300 до 400 метров от земли, в котором летать могут только дроны. Идею Росавиации раскритиковали эксплуатанты БАС (беспилотных авиасистем), так как этот эшелон при взлете и посадке пересекают пилотируемые воздушные суда, а без ответчиков (аппаратуры для обмена информацией между воздушными судами) в любой вертолет неожиданно может врезаться БПЛА, летящий, по сути, в режиме крылатой ракеты.
Однако Росавиация собрала отзывы разработчиков и экспертов, поэтому Владимир Путин был подготовлен, он отметил, что пересечение зоны H пилотируемыми судами небезопасно и поручил сделать ответчики.
«Работа по открытию воздушного пространства для гражданских беспилотников должна вестись с соблюдением жестких требований безопасности, но не путем повсеместных запретов и тотального бюрократического регулирования, а за счет новых технологических решений. Они возможны. И в том числе важно активнее внедрять существующие отечественные разработки, которые обеспечат надежный контроль неба. Речь о системах обнаружения, сопровождения беспилотников, их сквозной идентификации в режиме реального времени», -сказал Путин.
В целом необходимо быстрее внедрять принципиально новые механизмы управления и координации полетов всех типов воздушных судов – от небольшого коптера до дальнемагистральных самолетов и космических аппаратов, отметил Путин, порадовав некоторых экспертов неодобрением «бюрократического регулирования».
Правительству президент поручил к 1 июня принять всю необходимую нормативно-правовую базу и определить для беспилотников высоты полетов.
«Учитывая множество сделанных президентом оговорок, можно уверенно предполагать, что класс Н хотя и появится в установленные президентом сроки, но не будет представлять собой угрозу ни пилотируемой авиации, ни людям на земле. А общая тенденция развития рынка БАС в России будет иметь реальный интеграционный характер», - считает председатель Ассоциации малых авиапредприятий Сергей Детенышев.
Также весьма перспективным Детенышеву видится замечание президента о недопустимости «тотального бюрократического регулирования», что можно «расценивать как поддержку идеи саморегулирования отрасли».
Лотерея каналов связи
«Разногласия могли длиться очень долго (после публикации предложения Росавиации по созданию зоны H – прим. ред.), но Владимир Путин поставил точку – вот конкретная дата, вы должны все решить», - говорит основатель учебного центра беспилотной авиации Максим Кондратьев.
«Одна из мер, которую можно предпринять, – продолжает он, - оснастить беспилотный комплекс специализированным транспондером, который в режиме реального времени будет передавать диспетчерам и соседним самолетам или вертолетам данные о своем местоположении, высоте, идентификационном номере».
Но у Максима Кондратьева остаются вопросы: по каким каналам связи передавать эти данные? «Каналов информации много: мобильную связь использовать нельзя, потому что покрытие очень маленькое, возможны радиоканалы, возможны спутниковые каналы связи. Формируется проблематика: как передавать данные, как стандартизировать данные и как избежать временных задержек в передаче? Это и будут рассматривать».
Эксперт уточнил, что выбрать какой-то один канал связи не получится, должен быть комплекс.
«Выдвигаю гипотезу, что это должна быть система, которая может использовать несколько каналов связи, выбирая работоспособный и устойчивый в данный момент времени. Система должна переключаться между каналами в процессе выполнения полета. Важным фактором должна быть устойчивость этих систем ко внешнему воздействию и взлому, чтобы злоумышленники не могли изменить, скорректировать или подменить сигнал с беспилотного комплекса в момент его передачи пилотируемым воздушным судам и авиационным диспетчерам. Все это должно быть встроено в существующую систему работы большой авиации, но так, чтобы не потребовало большой модернизации, потому что тогда получится долго и дорого», - отметил Кондратьев.
Уже было
Президент, возможно, не знает, но в России уже несколько лет выделяются и осваиваются средства по проектам, которые он обозначил в своем поручении. Например, отечественный ответчик должны были тестировать еще в 2021 году. Система называется RUTM1 (Russian Unmanned aircraft system Traffic Management).
«Использование отдельных элементов системы RUTM1 даст возможность в автоматическом режиме планировать и выделять для беспилотников воздушное пространство, строить маршрут, соблюдать безопасные интервалы и предупреждать конфликты в воздухе», - говорил руководитель проекта RUTM1 Михаил Липатов «Известиям» в 2021 году.
Разработка проекта начиналась в 2019 году. На создание RUTM1 и полигона БАС в 2019 году решили выделить миллиард рублей. Изначально над проектом работала компания «Астра». Деньги выделял фонд НТИ (Национальная технологическая инициатива). В 2021 году к работе подключились все крупные игроки рынка, связанные с государством. Спустя два года и еще один миллиард рублей (в сумме два миллиарда) решили подключить и других.
По мнению авиаэксперта, основателя сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia для беспилотных и легких ВС Андрея Патракова, в результате этой работы «не было получено никаких значимых результатов, которые могут быть сейчас применены на практике».
В 2023 году руководитель проекта RUTM Михаил Карпенко говорил «Ведомостям», что его детище находится на завершающей стадии и скоро наступит время испытаний. Это последняя новость о RUTM.
последние события
Дайджест самых значимых событий уходящей недели в радиоэлектронной отрасли.
От микрочипов до спутников: рассказываем о самых значимых событиях уходящей недели в радиоэлектронной отрасли...
читать далееПутин, дроны, небеса: президент хочет выпустить гражданские беспилотники в полет
Президент Путин дал поручение открыть небо для гражданских беспилотников в безопасных регионах. Он считает, что БПЛА нужен отдельный эшелон, как ранее и предлагала Росавиация. Идею Росавиации раскритиковали разработчики и эксплуатанты, и Путин учел их недовольство. Что думают в беспилотной отрасли о новом поручении президента, читаем в материале...
читать далее«Росэлектроника» произвела партию телесистем для подводных роботизированных комплексов
Оборудование позволяет дронам обнаруживать мины и другие объекты на глубине нескольких сотен метров, в том числе — под слоем ила. Также система может использоваться в качестве аппарата наведения при уничтожении взрывных устройств.
читать далееВ Москве готовятся к внедрению отечественных дорожных камер-шумомеров
Камеры измеряют уровень шума мотоциклов и автомобилей. В начале 2024 года завершилась сертификация нового комплекса «Эфир» с четырьмя направленными микрофонами — они обнаружат в потоке транспортные средства с громыхающей музыкой или ревущей выхлопной системой.
читать далееКлючевые новости радиоэлектроники за прошедшую неделю
Держите руку на пульсе событий! Представляем обзор ключевых новостей радиоэлектроники за прошедшую неделю...
читать далееПервый пуск ракеты «Ангара» с космодрома «Восточный» в списке наиболее значимых событий года в российской космонавтике
Наиболее значимые события года в российской космонавтике выбрал Центр внутренних и внешних коммуникаций Госкорпорации «Роскосмос».
читать далееВ этом году будет запущено строительство 18 новых фабрик чипов по всему миру
Прогнозируемые темпы развития полупроводниковой отрасли подразумевают, что в текущем году по всему миру начнётся строительство 18 новых предприятий по выпуску полупроводниковой продукции.
читать далееЭксперты оценили потенциал частных инвестиций в электронику в ₽336 млрд
Частные инвесторы могли бы вложить порядка ₽336 млрд в российскую электронику. Сейчас основной инвестор на этом рынке — государство, но для ускорения его роста нужно стороннее финансирование.
читать далееПомощник