события

        

Российские разработчики хотят увеличить радиус FPV-дронов с помощью матки-ретранслятора

Российские разработчики хотят увеличить радиус FPV-дронов с помощью матки-ретранслятора - Google Chrome.jpg
FPV-дрон в полете. Фото: Евгений Биятов, РИА Новости

Дешево и эффективно

В Конструкторском бюро беспилотной поршневой авиации (Рязань) разрабатывают дрон-матку, который работает как ретранслятор. По документам аппарат называется БСБ-132, звучное название еще не придумали. БСБ-132 увеличивает радиус работы FPV-дронов более чем на 100 километров, рассказал Mashnews основатель КБ Александр Булычев. Проектом интересуются крупные инвесторы. 

Сейчас расчет FPV-дрона, как правило, располагается недалеко от цели – в полутора-двух километрах. И российские, и украинские разработчики пытаются увеличить радиус действия дронов-камикадзе. 

Основатель Учебного центра беспилотной авиации Максим Кондратьев отмечает, что дроны-матки – хорошее решение для увеличения радиуса действия FPV. «FPV-дроны замечательно себя показали в зоне СВО, но имеют серьезное конструктивное ограничение – малый радиус действия. Во-первых, это мультироторная система, а она не слишком энергоэффективная, во-вторых, они работают на очень небольших дистанциях и применяются непосредственно на линии боевого соприкосновения. Одновременно это великолепный инструмент для уничтожения живой силы, автомобильной и бронированной техники противника, артиллерии, спецтехники и укрепрайонов. Дешево и очень эффективно», рассказывает он.

«В глубине, в тылу противника применять их не получается, потому что они просто туда не долетают. И вот возникла идея, причем у наших разработчиков, сделать большой «самолет», который отнесет FPV в тыл противника. Летающие матки – не единственное решение. Также могут применяться и безэкипажные катера-матки. У каналов радиосвязи есть ограничения, поэтому дрон-матка должен являться еще и ретранслятором», - объясняет Кондратьев.

1733308574_41213.jpeg
3D-модель БСБ-132. Изображение предоставлено КБ беспилотной поршневой авиации
СПРАВКА MASHNEWS
  • FPV-дрон (First-Person View - вид от первого лица) - беспилотник, оснащенный камерой, которая по  беспроводной связи передает видео на очки виртуальной реальности или видеоочки пилота. Благодаря этому он видит все, что видит дрон, и может контролировать его движение.

Пока в единственном экземпляре

Создатели БСБ-132 в связи с особенностями разработки не могут предоставить фотографии своего аппарата, однако по своему внешнему виду дрон близок к советскому Ми-30Д, концепция которого в жизнь не воплотилась.

«Ми-30Д мне очень нравится, поэтому он и был взят за основу. С точки зрения программирования в квадрокоптерах уже все сделано, а если взять конвертоплан, то просто непаханное поле. Мы даже столкнулись с тем, что известные симуляторы полетов типа Gazebo нормально не поддерживают конвертоплан. В итоге пришлось загружать туда свою модель», - говорит Александр Булычев.

1733308601_13454.jpeg
Так должен был выглядеть Ми-30Д. Фото из книги В.Р.Михеева  «МВЗ им. М.Л.Миля - 50 лет»

Рязанский дрон-матка - конвертоплан. Несмотря на то, что дрон-матка взлетает вертикально, это не VTOL (Vertical take off and landing).  Еще один внешней близкий аппарат – Osprey. 

Пока опытный образец только один, но КБ готовится тиражировать разработку, сейчас ждет заказанные детали. В ближайшее время появится еще три экземпляра. 

Все началось с кукурузы

Украина в качестве дрона-матка использует тяжелый беспилотник «Баба-Яга», но он небыстр и заметен. Россия тоже пыталась создать беспилотники для переноски FPV. Один из вариантов – «Пчелка». 

О «Пчелке» российского производства стало известно в марте 2024 года. Сведения о нем опубликовала украинская сторона. В конфликте они были задействованы на бахмутском направлении. «Пчелки» запускали в тыл ВСУ, где они должны работать не только как носители, но и ретрансляторы, увеличивая дальность работы FPV-дронов.

По техническим характеристикам, которыми поделился с Mashnews Александр Булычев, БСБ-132 относительно близок к украинской «Бабе Яге»,  совпадает и история его создания. Задумывался он как сельскохозяйственный дрон для рязанского агрохолдинга. Наземные устройства распыления могут ощутимо повредить кукурузу, если она выросла высокой, поэтому бизнес обратился к Александру с просьбой разработать подходящий для орошения полей беспилотник. 

«Если культура поднимается слишком высоко, то наземные опрыскиватели неэффективны, те же «Туманы» – у них рабочая высота 1,80 метра. Изначальная концепция – дрон-опрыскиватель на спирту. Но нынешние реалии плюс сарафанное радио скорректировали его назначение – слухи дошли до ребят с харьковского направления», - рассказывает Александр историю перехода разработки на «военные рельсы».

В отличие от небыстрой «Пчелки» БСБ-132 уже на испытаниях развил скорость 200 км/ч, но по задумке разработчиков сможет достигать и 300-350 км/ч.

Длина аппарата 173 сантиметра и 160 сантиметров между гондолами. Мощность силовой установки 8,2 л.с., но уже заказаны новые поршневые группы, чтобы ее увеличить. Полезная нагрузка конвертоплана до 22 килограммов. С учетом размеров прицепных устройств это означает, что матка может переносить до четырех десятидюймовых FPV-дронов и до трех 13-дюймовых. 

«Пристегнутые FPV подпитываются от силовой установки, чтобы не расходовать свою батарею. Перед «работой» быстросброс отстреливает их и через три секунды у них включаются винты. Но это в базовом варианте, можно настроить иначе. Если с километровой высоты сбрасывать, то этого вполне хватает», - говорит Александр Булычев. 

Хорошие характеристики и дешевизна - вещи обратно пропорциональные

От плюсов разработки необходимо перейти к минусам: дешевизна и простота в ремонте – не про БСБ-132. 

«Дрон-матка, в первую очередь, должен быть надежен. Технические характеристики и дешевизна, как правило, вещи обратно пропорциональные, - указывает разработчик. 

Точную цену дрона-матки, опока назвать не получится – идет разработка, пробуются разные варианты. Понятно только, что ремонт в поле возможен максимум узловой, а для капитального потребуется минимум слесарная мастерская. 

«На БСБ-132 стоит планетарный механизм – солнечная шестерня, это вал ДВС, сателлиты – вал первого двигателя на 140 кв и эпицикл это шестерня. Эпицикл не зафиксирован, на нем установлен мотор 320 кв. Варианты работы такие: система управления двигателем крутит либо все моторы, либо используется алгоритм со смещением конечной точки. Мы можем блокировать сателлиты, и в этом случае ДВС и  крутит винты, и генерирует 320-й мотор. Если мы стоим на месте и нам просто батарейку надо зарядить, мы эпицикл блокируем и идет генерация со 140 мотора. Если нужна вся энергия, включаем все моторы и получается форсаж, но его мы пока до конца не отладили», - объясняет механизмы Булычев. 

Второй минус связан с самим использованием ДВС – в тепловизор такие двигатели хорошо видно. 

«Мы сейчас внедряем карбоновые патрубки подвода и отвода охлаждающего воздуха, сравнить это можно с системой дыхания насекомых», - говорит разработчик. 

Третий минус – из-за работы через ретранслятор идет лаг в передаче изображения примерно восемь миллисекунд. Это снижает точность наведения, но, в целом, не помешает поразить крупную цель. 

«У нас самое слабое место – радиоканал»

Мнения экспертов насчет дрона-матки делятся 50 на 50. Петербургский инженер, разработчик систем управления беспилотниками Андрей (фамилию просил не называть) считает, что в текущих условиях радиоэлектронной борьбы, матки не выживут. 

«Я сомневаюсь, что у нас существует система дальней связи, которая обеспечивает передачу видеосигнала. А если она где-то существует, ее проверяли, что называется, на физику? Я думаю, что нет. У нас самое слабое место – радиоканал. Вариантов может быть несколько: заглушит РЭБ, не хватит мощности сигнала на 100 километров, если речь об аналоговой связи», - поясняет он. 

Как пояснили Mashnews разработчики КБ беспилотной поршневой авиации, они используют не обычный канал, а «завели 300 МГц», поставили самодельную антенну. Однако для них основная задача – рабочий поршневой дрон, а с телеметрией можно работать другим экспертам.

«Все упирается в канал связи. Если он ненадежен, то вся концепция не имеет смысла. Вообще, не обязательно, чтобы ретранслятор стоял на матке. Вот летит она, как грузовик, а ретранслятор отдельно: выше, ниже, с более удобного ракурса. Расстояние два километра от земли - это уже практически гарантированная защита от стрелкового оружия. От крупнокалиберного не спасет, но его надо еще успеть взять, плюс, можно спрятаться за облаками», - говорит специалист. 

Он подчеркивает, что возможны еще варианты с ретранслятором, переключающим каналы связи, но для этого нужен системный подход, а в России его нет.

Основатель Учебного центра беспилотной авиации Максим Кондратьев, напротив, уверен, что разработка перспективная, но также отмечает, что многое зависит от радиотехнических параметров. В его центре даже есть дрон-матка для обучения операторов. 

«Все зависит от того, какова радиотехническая архитектура дрона: насколько он заметен для РЭБ противника и насколько грамотна тактика его применения. Многие хотели бы делать подобные дроны. Здесь вопрос в выходе робототехники на новый уровень… Дроны могут цепляться к матке, могут быть привязаны к безэкипажному катеру. За счет объединения различных робототехнических комплексов можно превращать недостатки систем в преимущества», - уверен Кондратьев. 

А у них Starlink

Несмотря на то, что концепт дрона-матки сейчас подается как один из прорывных путей развития беспилотии, сама идея не является новинкой. Инженер Андрей подчеркивает, что идея дрона-матки, обкатана в компьютерных играх, например, Supreme Commander, а ее предшественником является концепция авианосца - как надводного, так и воздушного. 

Воздушные авианосцы пытались разработать и в реальности, но от идеи отказались из-за эффективности самолетов заправщиков – их возможностей оказалось достаточно. О летающих авианосцах сейчас можно прочитать в литературе, увидеть в  компьютерных играх т посмотреть в кино (например, в «Мстителях»)«. 

«По законам природы маленькая козявка всегда летает меньше, чем большой самолет, - говорит инженер. - В Советском Союзе был бомбардировщик ТБ-3, у которого под крыльями висело два истребителя (речь о версии ТБ-3-4АМ-34ФРН, - прим. ред.). Но не сработало, потому что с двумя истребителями он почти не мог летать и не мог нести никакую полезную нагрузку. США делали попытку подвесить БПЛА «Гремлин» на военно-транспортный самолет «Геркулес». Это было еще в пятидесятые годы». 

1733309104_53436.jpeg
Беспилотник Х-61А под крылом материнского самолета С-130А «Геркулес»
В России от идеи «воздушного авианосца» не отказались -  сбрасывать беспилотники хотят, например, с самолета Су-57, если он будет создан.

Одно из главных преимуществ Украины в вопросе дронов-ретрансляторов – у них есть спутниковая связь Starlink. Она-то и помогает решить беспокоящую проблему радиосигнала. У России пока такого аналога нет.

«Та сторона практикует подвешивание FPV-дронов под «Бабу-Ягу». У нее мощнейшая система радиосвязи, она вполне хорошо работает как ретранслятор. К тому же у них есть Starlink, - отмечает эксперт.

Из-за подобных преимуществ некоторые изобретатели боятся развивать свои разработки – опасаются, что они достанутся противнику. «Я боюсь помогать, потому что впоследствии, а так происходит всегда, новая разработка попадет в руки ВСУ. Там есть и западные партнеры, которые дадут им микросхемы получше, и Starlink, в итоге наша же улучшенная разработка полетит нам на головы в десятикратном размере. Я этого не хочу», - рассказывает петербургский изобретатель Кирилл. 

Источник: https://mashnews.ru/rossijskie-razrabotchiki-prodvigayutsya-v-uvelichenii-radiusa-fpv-dronov-s-pomos...


подписка на публикации

последние события

30.01.25

«Росэлектроника» произвела партию телесистем для подводных роботизированных комплексов

Оборудование позволяет дронам обнаруживать мины и другие объекты на глубине нескольких сотен метров, в том числе — под слоем ила. Также система может использоваться в качестве аппарата наведения при уничтожении взрывных устройств. 

читать далее
28.01.25

В Москве готовятся к внедрению отечественных дорожных камер-шумомеров

Камеры измеряют уровень шума мотоциклов и автомобилей. В начале 2024 года завершилась сертификация нового комплекса «Эфир» с четырьмя направленными микрофонами — они обнаружат в потоке транспортные средства с громыхающей музыкой или ревущей выхлопной системой.

читать далее
27.01.25

Ключевые новости радиоэлектроники за прошедшую неделю

Держите руку на пульсе событий! Представляем обзор ключевых новостей радиоэлектроники за прошедшую неделю...

читать далее
24.01.25

Первый пуск ракеты «Ангара» с космодрома «Восточный» в списке наиболее значимых событий года в российской космонавтике

Наиболее значимые события года в российской космонавтике выбрал Центр внутренних и внешних коммуникаций Госкорпорации «Роскосмос».

читать далее
21.01.25

В этом году будет запущено строительство 18 новых фабрик чипов по всему миру

Прогнозируемые темпы развития полупроводниковой отрасли подразумевают, что в текущем году по всему миру начнётся строительство 18 новых предприятий по выпуску полупроводниковой продукции.

читать далее
20.01.25

Эксперты оценили потенциал частных инвестиций в электронику в ₽336 млрд

Частные инвесторы могли бы вложить порядка ₽336 млрд в российскую электронику. Сейчас основной инвестор на этом рынке — государство, но для ускорения его роста нужно стороннее финансирование.

читать далее
17.01.25

Российские инженеры представили универсальную плату для радиосистем и автопилотирования

Специалисты РТУ МИРЭА разработали инновационную мезонинную плату для отладочной платформы, сочетающую в себе передовые технологии SDR, автопилота и интерфейсов связи. Это решение открывает новые горизонты в сфере радиоэлектроники, предлагая универсальную платформу для широкого спектра приложений — от беспилотных летательных аппаратов до промышленных систем управления.

читать далее
14.01.25

Южная Корея рассматривает создание государственного конкурента TSMC

Эксперты считают, что создание KSMC при поддержке государства поможет повторить успех Тайваня.

читать далее


Помощник Помощник